Очень хорошо, если родители задумываются над вопросом, как правильно наказывать ребенка, потому что этот вопрос на самом деле не так прост. Существуют разные подходы к этому вопросу, которые к тому же постепенно меняются. К примеру, сотню лет назад такой вопрос не приходил никому в голову, потому что розга считалась адекватной мерой воспитания ребенка. А несколько лет назад появились приверженцы «ненаказуемости», которые считали, что можно воспитать ребенка без наказаний, с помощью мотивирующего поведения.
В наше время большинство психологов стоит на позиции, что наказание все-таки необходимо. Родители не имеют возможности воспитывать малыша только с помощью разъяснений и мотивации. Для этого необходимы особые условия жизни, хорошее окружение, мудрость и время. Поэтому пока не нашли способ, который смог бы заменить наказание.
Что такое наказание.
Под наказанием подразумевают воспитательное воздействие на ребенка с целью получения определенного результата и заключающееся в ухудшении материальных, физических или психологических условий.
Наказание бывает таких видов:
- Лишение чего-либо: игрушек, прогулки, общения, мультиков, еды.
- Физическое воздействие: постановка ребенка в угол, усаживание на стул, шлепанье ребенка.
- Эмоциональное давление: крик, запугивание, шантаж, бойкот.
- Наказание заданием: уборка, уроки, работа по дому.
В принципе, каждый названный вид может применяться в воспитании, но только в некоторых проявлениях. К примеру, в физическом воздействии допустимо усаживание ребенка на стул, но недопустимо избиение.
Почему дети не слушаются.
Через непослушание проходят все дети, и это можно назвать нормальным. Для того, чтобы определить, как правильно наказывать ребенка, очень важно определить причину непослушания, потому что именно от нее должно зависеть дальнейшее поведение родителей. В некоторых случаях виновны мы, родители, и стоит изменить что-то в себе, как наказание может вообще не понадобиться.
Дети не слушают родителей по нескольким причинам:
Родители сильно давят на ребенка, который имеет сильный характер. Его естество начинает сопротивляться постоянному давлению, указаниям и ограничениям.
Ребенок пытается понять границы дозволенного. Это может происходить несколько раз по мере взросления ребенка. К примеру, ребенок всегда убирал за собой игрушки вечером, но однажды он отказывается это делать и смотрит на реакцию родителей: ну, и что вы на это скажете?
Ребенок не может понять, что можно ему, а что нет, потому что родители или другие взрослые в семье не имеют общего мнения по некоторым вопросам, касающимся ребенка.
Ребенку все позволено, и он не привык, когда ему говорят «нет».
Непослушание может быть способом обратить на себя внимание.
Непослушание иногда является следствием усталости, эмоционального возбуждения или перенапряжения. В таком случае нет смысла его наказывать . Следует ему объяснить, что он сделал неверно, и что ему надо отдохнуть и побыть в спокойной обстановке.
Ребенок может копировать чье-то негативное поведение. Причем он может повторять не только за друзьями, но и за мультяшными героями.
Как правильно наказывать ребенка.
Чтобы наказание имело эффективность, необходимо придерживаться некоторых правил:
- Перед наказанием убедитесь, что ребенок понимает, что он сделал. До 2,5 лет дети практически не понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Они просто играют и познают мир. В этом возрасте можно просто убирать руку ребенка или переключать его внимание на другие занятия. Вплоть до пятилетнего возраста кроха может не осознавать своей вины, потому что не понимает причинно-следственной связи.
- Необходимо объяснить крохе, что он сделал не так и почему его наказывают.
- Если родитель сказал, что в следующий раз за такое накажет, то следует сдерживать свое слово, даже если нет желания.
- Надо найти наиболее эффективный метод. Самый строгий метод должен применяться изредка, чтобы не стать для ребенка привычным.
- Надо наказывать самыми слабыми методами, а силу увеличивать только тогда, если слабый метод не работает. К примеру, на некоторых детей хорошо действует лишение вечернего мультика, а другой ребенок способен остановиться только тогда, когда окажется в углу.
- Нельзя наказывать работой или уроками, чтобы эта деятельность не стала для ребенка символом наказания.
Наказывать нельзя, если:
если до этого малышу не разъяснили этот момент и не сказали, что так поступать нельзя;
если родители очень разозлились;
если кроха сделал ненароком или не смог предусмотреть последствий. Наказанию может подвергаться только злостное сознательное непослушание;
за естественные чувства: нежелание отдавать свои игрушки, злость, что их сломали, ревность к младшенькому в семье;
за возрастные или физиологические особенности: не может долго ровно сидеть, не может себя одевать;
если ребенок проявляет познавательную активность, изучает мир: ест песок, лезет на дерево, смешивает крупы.
Методы наказания:
- Лишение ребенка бонусов. Иногда родителям тяжело применить этот метод, потому что ребенку ничего не интересно и ничего не обещали. Это говорит о том, что в семье имеются проблемы с воспитанием. Обязательно должна быть совместная деятельность и приятное времяпровождение, которого ребенок боялся бы лишиться.
- Наказание последствием. К примеру, ребенок не убрал игрушки, значит, мама делает вывод, что малыш их не ценит, убирает их сама и уносит в кладовую. Если же отпрыск поздно пришел с прогулки, потому что он взрослый, объясняем, что тогда придется самому кормить себя и обслуживать. Это всего лишь примеры ситуаций, а решение может быть разным, в зависимости от ребенка.
- Эмоциональное охлаждение. Родители могут лишить отпрыска своего теплого отношения. Однако этот метод нельзя применять на слишком ранимом ребенке. Кроме этого, эмоциональное охлаждение не должно длиться долго. Перед тем, как начать его применять, следует объяснить ребенку, как родителям неприятно такое поведение и что они огорчены.
- Лишение ребенка подвижности: постановка в угол или усаживание на стул.
- Для старших детей подходит вариант самостоятельного выбора метода наказания. Если проблемная ситуация повторяется, то можно предложить ребенку самому придумать себе наказание. Если же заранее этот вопрос не обсуждался, то можно спросить: «Что мы будем делать в этой ситуации?».
Наказание необходимо применять с осторожностью, чтобы не ранить ребенка и не нанести ему травму. Не надо унижать ребенка во время наказания. Самое мудрое наказание – это такое, после которого ребенок будет понимать, что он сделал не так и как надо было сделать. Во время наказания у ребенка не должна теряться вера в себя, людей и самоуважение.