«Мы играем не потому, что мы дети,
но само детство нам дано для того,
чтобы мы играли».
Карл Гросс
Театральная деятельность – одно из самых нужных видов детского творчества, который понятен ребенку во всех возрастах. Слушая сказку, ребенок представляет всех героев наяву, он так же, как и они хочет воплотить в жизнь образы и действия. Играя в образе, ребенок старается подражать услышанному ранее или увиденному примеру, и от этого он получает массу эмоций. Занятия театральной деятельностью помогают развивать способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации, развитию трудолюбия, решительности, систематичности в работе, что способствует формированию волевых черт характера, раскрепощению и повышению самооценки. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, речи.
Театральная деятельность способствует развитию анализаторов слуха, зрения, но самым важным считается речевой. В коллективной деятельности дети открывают новые стороны свих возможностей, что способствует формированию их внутренней личности. Театрально- игровая деятельность реализует и развивает творческие способности детей, а так же происходит интенсивное развитие эмоциональной стороны личности. В процессе игры ребенок общается со сверстниками, что способствует изменения отношения к себе и к окружающим. Ребенок подражает героям сказок, тем самым ставит себя на их место, он осознает действия, производимые им самим в игре, что выводит его на разговор с другими персонажами. Это представление остается в памяти ребенка, он может подражать героям не только в игре, но и в жизни, что служит пополнения словарного запаса. Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый “банк жизненных ситуаций”, поэтому очень важно, чтобы осознание “сказочных уроков” начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: “Чему нас учит сказка?”. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь – это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Дома родители могут организовать свой театр из подручных средств, дерева, картона, перчаток. Так же можно самостоятельно изготовить куклу, или сшить новый наряд. Ко всему необходимо привлекать ребенка, чтобы он проявлял интерес и участвовал в создании чего-то необычного.