Проект по адаптации детей в бассейне в условиях ДОУ
«Я скоро буду плавать»
Возраст детей: 3 г.
Срок реализации: январь, февраль.
Участники проекта: дети, родители, инструктор по физической культуре, воспитатель;
Тип: адаптационно-оздоровительный
По форме содержания и процесса деятельности: оздоровительный
Актуальность:
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Оздоровительные действия на организм ребенка:
— закаливание, профилактика простудных заболеваний;
— формирование правильной осанки;
— улучшение обмена веществ, сна, аппетита;
— улучшение физических способностей: координации движений, силы, выносливости;
-положительные эмоции малыша.
Цель проекта: способствовать адаптации детей к занятиям в бассейне через взаимодействие с родителями и воспитателем.
Задачи проекта
- Научить детей не бояться входить в воду, научить плескаться в ней.
- Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами.
- Учить лежать на воде (на груди, держась руками за поручень).
Предполагаемый результат: сокращение сроков адаптации за счёт игровых приёмов в работе, положительного настроя.
Адаптация к занятиям плаванием включает три этапа:
— подготовительный;
— основной;
— итоговый.
На подготовительном этапе малышам, совместно с воспитателями, предлагаем знакомые потешки, сказки, стихи: «Водичка, водичка умой моё личико», ” Дождик, дождик пуще”, «Мойдодыр», «Кораблик» — помогающие настроиться на радостные водные процедуры, полюбить воду, преодолеть страх и боязнь и чувствовать себя в ней уверенно. Чтобы чётче иметь представление о бассейне, воспитатель приводит малышей на экскурсию, в процессе которой знакомим их с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками. Приглашаем посетить занятия в старших группах. Дети видят положительные эмоции занимающихся в бассейне, таким образом, снимается напряжённость, появляется желание самим попробовать.
Основной этап адаптации, практический, состоит из нескольких частей: привыкание, освоение воды, освоение умениями.
Привыкание к воде происходит через приспособление к её свойствам. Повышают активность ребёнка в период адаптации к новой среде такие игры, как «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», ” Лодочки плывут”, различные варианты ходьбы, бега, и прыжков.
Полученный в процессе привыкания к воде опыт используется для того, чтобы постепенно освоить водную среду. Дети должны понимать, что свойства воды требуют от человека спокойных движений. На первых занятиях особое внимание уделяю равновесию в воде. Восстанавливать его приходиться после каждого прыжка, погружения или упражнения.
Успешное овладение плавательными навыками осуществляю через ролевые игры и сравнения. Такие приёмы особенно необходимы для детей, так как страх перед водой у них закреплён на подсознании. Образные сравнения помогают при выполнении упражнений «Рыбки в воде», «Уточки моют носик», и т.д. Ролевые игры дают возможность раскрепоститься и создают положительный настрой. И обязательно не забываю подбадривать малыша, это придаёт ему уверенности для выполнения более сложных заданий.
Итоговый этап адаптации направлен на закрепление и совершенствование навыков передвижения в воде, на приобретение большей самостоятельности, активности, уверенности. Индивидуальные упражнения сочетают с коллективными играми и упражнениями: «Найди себе пару», «Лодочки плывут.
Чтобы игры и занятия на воде проходили результативно, стараюсь:
— создать атмосферу спокойствия и доброжелательности;
— создать в бассейне радостную привлекательную обстановку, с красочными атрибутами и игрушками;
— использовать ритуал приветствия и прощания с водичкой;
— включать все виды ходьбы и бега в воде и несложные прыжки.
При проведении занятий по плаванию с детьми раннего возраста я придерживаюсь определенных правил:
— Превращать в игру все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и на воде;
— Нельзя принуждать детей. Они любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без принуждения.
-Занятие строится на полном доверии ребенка к взрослому. Совершенно недопустимо подталкивать малыша в воду или внезапно устранять поддержку.
Работа с родителями:
В родительских уголках размещена информация: « Как подготовить ребёнка к бассейну», консультация «Адаптация детей раннего возраста на занятиях по плаванию».
Работа с воспитателем:
Хорошие результаты по подготовке детей к очередному занятию в бассейне дает предварительная работа воспитателя с детьми: беседы, разучивание потешек, стихов.
Игры для ознакомления со свойствами воды и освоение передвижений в воде.
Адаптации к водной среде способствуют игры «Волны на море», «Переправа», «Догони мяч» и др., а также игровые упражнения, которые сопровождаются стишками.
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
***
Моем ручки и живот,
Улыбается роток.
Мыло не кусается
Танюшка улыбается.
Будем весело играть,
Весело плескаться.
Всех ребяток позовем
Будем мы купаться.
***
Дождик лей, лей, лей
И водички не жалей.
Чтобы наши малыши
Побыстрее подросли.
Упражнение «Цапля»
Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай и, как цапля, не зевай.
(Ходьба с высоким подниманием то одной, то другой ноги, согнутой в колене.)
Упражнение «Утята»
Приседаем ниже, глубже,
Как утята в теплой луже.
(Приседания: вода доходит до носа;
до глаз; голова полностью скрывается под водой.)
Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. Они способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах.
Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений в плавании, для достижения устойчивости и гибкости навыков.
Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие в бассейне направлено на формирование у ребенка только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, а также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.