Как правило, здоровые дети активны и деятельны — вокруг так много интересного! Если деятельность ребенка успешна и подкрепляется поощрением взрослых, у него естественно растет и углубляется уверенность в собственных силах, развивается потребность в дальнейшем проявлении самостоятельности Однако наше взрослое взаимодействие с детьми далеко не всегда носит одобрительно-подкрепляющий характер. Даже гуляя с малышом, мы зачастую не можем расслабиться и просто, от души, порадоваться его очередным достижениям. Мы озабочены массой проблем: безопасностью ребенка, его «хорошим» (послушным) поведением, обсуждением новостей с другой мамой — с подругой, соседкой, просто знакомой. Беседа очень интересная, а ребенок сильно отвлекает. Давят еще и хозяйственные заботы, напряженные отношения с супругом, проблемы с родственниками — в общем, как эмоционально выразилась одна молодая мамочка, нам «некогда вникать в топкости детских переживаний — дай бог успеть все дела переделать: купить, приготовить, накормить, убрать, помыть… угомонить малыша и, наконец, самой уснуть, чтобы от всего этого отдохнуть…»
А ребенок растет, изменяясь с каждым днем, и постепенно становится все менее близким, все менее понятным, подчас просто чужим.
Подчас родители сетуют, что готовы предоставить ребенку свободу для проявления активности, но он «сам не хочет». Может быть, он «уже» не хочет, поскольку раньше многократно получал негативный опыт и просто не рискует снова его повторять? Кстати, родители могли этого и не заметить. Ведь так часто приходится слышать родительские указания: «НЕ бери». «НЕ ходи», «НЕ трогай» и еще много всяких НЕ и НЕЛЬЗЯ…
Иначе говоря, воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребенка.
Как же быть взрослому? Ведь действительно многое нельзя. Однако многое ведь и можно! И есть такой простой прием, как переключение внимания вместо того чтобы тормозить нежелательные действия (например, ребенок ломает ветки кустов или не хочет отдавать чужую игрушку), можно переключить его внимание на другой, не менее для него интересный предмет или событие новое, более яркое: «Смотри, какая собачка бежит…», «А твоя машинка еще лучше песок возит…», «Пойдем голубей покормим…» При этом кроме снятия опасности или вредности нежелательного действия достигается очень важный внутренний (психологический) результат: ребенок сам тормозит и переключает свои действия с одного предмета на другой, то есть приобретает элементарные навыки самоорганизации Постепенно подобные навыки и умения станут основой для развития способности к самоорганизации.
Однако ясно, что успешность переключения внимания и других подобных приемов зависит от того, в какой мере предлагаемая деятельность отвечает потребностям ребенка (хочу) и соответствует его индивидуальным возможностям (могу). В этом смысле решающее значение имеет компетентность взрослого — его способность быть внимательным, чутким, знающим ребенка и умеющим организовать дело так, чтобы ребенок захотел быть и почувствовал себя «успешным деятелем».
Лучшее, что могут дать родители своим детям, – это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности.