Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный
возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы
ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда в ребёнке закладываются многие личностные качества, формируется образ
«Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей
гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого
возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети
могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать
личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между
взрослыми или взрослым и ребёнком.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и
творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со
сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и
неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех
видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей
творческого потенциала.
Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут
распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое
взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно
оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера.
Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость,
способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение
к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия.
Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности
всех видов творческой деятельности человека.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную
информацию. Научно доказано, что ребёнок в этом возрасте запоминает столько
материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной
деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины.
Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом
возрасте ребёнку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его
кругозора. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития
всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор
хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является
складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные
головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет,
форму, величину. В логических играх ребёнок должен увидеть последовательность,
проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект
дошкольника. Правильно решив упражнение, ребёнок радуется, чувствует
уверенность в себе и желание побеждать. Необходимо прививать интерес к
размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от
прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал
успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное
развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший
результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребёнку
развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему
сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей
много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
– выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут,
наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
– находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по
предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация
внимания;
ПАМЯТЬ:
– запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
– рассказывать наизусть несколько стихотворений;
– пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
– определять последовательность событий;
– складывать разрезанную картинку из 9 частей;
– находить и объяснять несоответствия на рисунках;
– находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
– находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Имеет достаточно богатый словарный запас.
Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ. Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Знает стихотворения, считалки, загадки.
Называет жанр произведения.
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители должны оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.