Консультация для родителей
Одна из главных задач родителей – помочь детям в
развитии социальных навыков.
Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей,
которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать
читать он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и
говорить. Ведь насколько бы легче жилось человеку, если бы он уже с рождения
умел правильно и эффективно общаться!
Умел бы находить общий язык с разными людьми, умел бы
слушать и слышать, правильно доносить свою точку зрения до собеседника и
побеждать в спорах. Но, к сожалению, от рождения в нас не заложены все эти
навыки и способности, и
задача родителей – научить ребенка общаться, т. е грамотно выстраивать
отношения с
окружающими.
Социальный успех определяется рядом условий:
Личная привлекательность
Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.
Навыки общения
Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни.
Предложите ребенку следующие ситуации и обсудите с ним каждый из его ответов:
— Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но
споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?
— Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь?
— Один мальчик (девочка) постоянно дразнит тебя и смеется над тобой. Как ты
поступишь?
— Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль. Что ты будешь делать?
— Друг или подруга доверили тебе тайну, а тебе очень хочется рассказать об этом
маме, папе или еще кому-нибудь. Как ты поступишь?
— К тебе в гости пришел друг. Вы с ним тихонечко играете в твоей комнате, тут приходит
папа и приносит твое любимое мороженое. Как ты поступишь?
Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как еще можно было поступить. Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями. А вот независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но эти качества можно сформировать и раньше. Прежде всего научите его критично оценивать собственные поступки. В этом вам может помочь «Барометр доброты».
Пусть каждый вечер ваш ребенок отмечает какой поступок
он совершил:
хороший – «смайлик-улыбка», плохой – «смайлик грусть». В конце недели
подсчитайте, каких смайликов больше, попросите его рассказать, когда он
поступил хорошо, а когда плохо и почему. Проводите такие беседы спокойно, не
повышая голоса, если даже услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что
заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как нужно было
повести себя в данной ситуации. Если ребенок не хочет рассказывать о плохих
поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что
он отказывается об этом говорить, уже свидетельствует, что он осознает
неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного.
Обязательно похвалите за хороший поступок, за правильное решение.
Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у детей
чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из
затруднительного положения, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в
ладу с окружающими в любом коллективе — детском, взрослом или разновозрастном.
Умение смеяться над собой. Самоирония – прививка от комплекса неполноценности.
Быть жизнерадостным – все равно, что быть счастливым. Ведь с чувством юмора
часто соседствуют лидерские
качества и находчивость, доброта и тактичность, популярность в коллективе и
покладистость.
Помогите ребенку стать хорошим другом.
Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и
отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться
на чужую беду. Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсудить детские пословицы:
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Друга ищи, а нашел – береги»,
значение слов известной детской песенки «Без друзей меня чуть-чуть, с друзьями
– много». Читая сказки находим массу примеров дружбы сказочных героев. Хороший
ли друг Буратино, Карлсон, Незнайка, Чиполлино?
Обязательно внимательно выслушайте ответ ребенка на этот вопрос. Аргументы
помогут вам лучше понять представления вашего ребенка о дружбе. Дружбе ведь
тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им.
Расскажите ребенку, кто такой друг, что дружат с кем-то не из-за какой-то
выгоды, а просто так, расскажите, что с другом очень весело, друг может помочь
в трудную минуту.
Чтобы ребенку было понятнее, кто такой друг (или подруга, на собственном примере показывайте, что у вас тоже есть верные друзья. Рассказывайте истории из жизни, когда вам очень помогли друзья и как выручали друзей вы. Расскажите ребенку, что жизнь без друзей скучна и однообразна, что без друзей трудно прожить в одиночку. Ребенок, как губка, впитывает модели родительских отношений.