Познавательно-исследовательский проект в детском саду «Огород на окне».
Введение
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Тип проекта
- Исследовательский, творческий, игровой.
- Групповой
- Краткосрочный
Участники проекта
Дети группы № 9 (вторая группа раннего возраста), воспитатели группы.
Срок реализации проекта
(05.04.24г. – 05.05.2024 г.)
Актуальность проекта
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта
- Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
- Учить активно взаимодействовать – педагог и дети
Этапы проекта
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Предполагаемый результат проекта
- Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
- Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
- Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
- Дети научаться вести наблюдения.
- Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
- определение темы;
- выявить цели и определить задачи;
- подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, картинки репчатого лука, помидор, цветы; семена для посадки);
- беседы с детьми «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; «Какую пользу приносят растения».
- подготовка семян.
- Основной
– подготовка почвы; – знакомство с моделью трудового процесса; – посадка; – установка на светлое место; – полив; – рыхление; – оформление огорода на окне; – наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; – чтение детской литературы про овощи; – рассматривание иллюстраций; – пальчиковые игры; – подвижные игры;
Ответственные за выполнение: воспитатели, дети.
- Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
– анализ полученных результатов;
– презентация проекта «Огород на окне».
Ответственные за выполнение: воспитатели.
Работа с детьми
1.Беседы: «Земля – какая она», «Вода и растения».
- Посадка овощных культур (лук).
- Чтение: В. Коркина «Что растет у нас на грядке?», Стихотворение С.В. Михалкова «Овощи»
Ожидаемые результаты:
По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты:
- Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети вели наблюдения за растениями на окне.
- Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.
- Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду.
- Все участники проекта (дети, воспитатели)получили положительные эмоции от полученных результатов.
Выводы:
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Литература и интернет источники:
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2011
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
- Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
- «Формирование целостной картины мира»под ред. О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой, М. 2015 г.
- Т. А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.