Школьная дезадаптация может случиться с каждым первоклассником. По мнению детских психологов, причина отставания в учебе ребенка-первоклассника – его дезадаптация к школьным условиям. И помочь ребенку стать успешным в трудное время перехода от беззаботного детства к школьному обучению может только семья. Но многие родители, не имея педагогического образования, не знают, как правильно подготовить своего малыша. Что же такое дезадаптация школьника? Школьная дезадаптация – это комплекс проблем .При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым. Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей. Однако часто бытовые проблемы не дают родителям уделять необходимое время ребенку. И тогда бывает так, что ребенок:
- боится идти в школу,
- начинает часто болеть,
- худеет, теряет аппетит, плохо спит,
- в школе ведет себя замкнуто,
- теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.,
- может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д.,
- не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.
Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация.
Если вы вовремя не обратите внимания на эти признаки, то ребенок может стать двоечником, в худшем случае – вам придется лечить его у невролога, а то и у психиатра.
Причины школьной дезадаптации:
– Ребенок не подготовлен к школе: не осознает важности перехода к обучению, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».
– Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.
– Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.
– Имеет нарушения движений.
– У ребенка частые неоправданные перепады настроения.
Как же проявляется школьная дезадаптация и что нужно делать для ее устранения?
1. Ребенок плохо учится по всем предметам. Это возникает в результате неподготовленности к школе, неправильного воспитания в семье, недостатков развития, а также из-за отсутствия помощи и поддержки от учителей и родителей.
Рекомендация: вместе с педагогом выясните, какие процессы, необходимые для успешной учебы, не сформированы у вашего ребенка, постарайтесь следовать советам учителя.
2. Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или рассмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Обычно так себя ведут дети, которых в семье или очень строго контролируют, или, наоборот, позволяют все.
Рекомендация: побеседовать с учителем о его отношениях с ребенком в классе, обратиться к школьному психологу за советами по изменению поведения ребенка. Не нужно резко ужесточать или ослаблять требования к первокласснику, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы не травмировать ребенка, которому и так нелегко.
3. Ребенок часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроках, сильно устает к концу учебного дня. Эти признаки проявляются у часто болеющих школьников, а также говорит о слабой нервной системе, возможной задержке развития или неправильном воспитании дома.
Рекомендация: постараться приучать ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня.
4. Ребенок боится школы. Чаще такие дети приходят из неблагополучных или разводящихся семей.
Рекомендация: ребенку нужна помощь психолога.
5. Ребенок хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учебе, он недисциплинирован, плохо учится. Поведение ребенка может объясняться несколькими причинами: в семье с ним обращаются как с маленьким, ребенок психологически не готов к школе.
Рекомендация: нормализовать обстановку в семье; обращаться с ребенком в соответствии с его возрастом. Вместе с педагогами школы формировать готовность ребенка к учебе
Советы родителям
Для того, чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться.
С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата.
Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить.
Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы.
Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах.
Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми.
Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма.
Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок.
Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы.
На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность.
Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.
И тогда ваши старания не пройдут бесследно. Сын или дочь будут радовать вас хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.