Пока Ваш ребенок в детском саду, в подготовительной группе. Но очень скоро он пойдет в школу.
Некоторые дети чувствуют себя скованно даже во время занятий в детском саду, теряются, если не знают ответа на вопрос, стесняются детей группы и воспитателя. Им не хватает смелости, уверенности в своих силах, даже если они знают ответы на вопросы. Большую роль играют свойства характера – нерешительность, стеснительность, замкнутость. Боязнь принять решение, страх перед ошибкой, страх быть осмеянным. Таким детям придется сложнее в адаптации к школе. И как следствие – могут сформироваться “школьные страхи”: страх выйти к доске, страх не понять, что объясняет учитель, страх доказывать и отстаивать своё мнение, страх перед вопросом учителя по теме, страх получить плохую отметку, страх, что учитель сделает запись в дневник, страх наказания, страх родительского гнева за плохую отметку, страх перед контрольной, страх присутствия завуча или другого учителя, страх, что родители пойдут на собрание и будут ругать…
Только родители могут помочь преодолеть страх перед школой, сделать школьную жизнь ребёнка насыщенной положительными эмоциями и радостью.
Рекомендации
1.Прежде всего, станьте другом Вашему ребенку. Расспрашивайте у ребёнка, как прошел день, какие события за день произошли, участвуйте в его жизни, общайтесь с ним по-дружески, давайте разумные советы, поддерживайте, хвалите даже за маленькие успехи и победы.
- По возможности не пропускайте посещение детского сада, посещайте занятия по подготовке к школе.
- Поощряйте желание ребенка участвовать в конкурсах и выступлениях. Оказывайте посильную помощь в организации мероприятий в детском саду. Ребенок будет видеть, что Вы небезразличны к его жизни в детском саду, возможно, ребенку передастся Ваша активность, он будет следовать Вашему примеру.
- Сводитеребенка в школу на экскурсию. Расскажите как можно подробнее о школе и школьной жизни, поделитесь своими положительными воспоминаниями.
- Ведите беседы, читайте книги, расширяйте кругозор ребёнка, тренируйте внимание, память, развивайте логическое мышление.
- Не делайте акцент на том, чтобы напичкать ребенка знаниями перед школой. Гораздо важнее научить ребенка обращаться с знаниями: уметь ставить цели, формулировать задачи и решать их, научиться исправлять ошибки, не бояться неизвестности, получать удовольствие от того, что делаешь, не страшиться неудач.
- Убеждайте ребенка в том, что у него существует достаточно способностей и возможностей, чтобы успешно справиться с трудностями (поговорите о том, что ребенок умеет делать сам, затем, вместе разбирайте трудные ситуации).
- Убеждайте ребенка в том, что ребенок ценен для других (просто потому, что он такой, какой он есть с его положительными качествами, уникальностью).
- Объясните ребенку, что бояться и переживать по какому-либо поводу важно в меру, чтобы быть собранным, а не парализованным в действиях.
11.Проявляйте терпение при объяснении ребенку непонятного, причин страха, способов поведения и т.д., независимо от того, сколько раз это потребуется сделать. Отвечайте на все вопросы ребенка.
12.Старайтесь не напоминать ребенку о ситуациях, вызывающих страх, его переживаниях этих ситуаций, но всегда беседовать с ребенком на данные темы, если он сам чувствует необходимость этого и проявляет инициативу.
- Гуляйте на спортивных площадках, во дворе — там, где много детей; посещайте театры, парки. Не запрещайте общаться с детьми и приводить их к себе домой.
- Научите ребёнка верить в себя, в свои силы и способности. Дайте ребёнку «право на ошибку», научите признавать и принимать неудачи, не драматизируйте ситуацию в присутствии ребёнка.
- Составьте с ребенком распорядок дня, обращайте его внимание на режим. Ребёнок должен отдыхать, играть и гулять на свежем воздухе.
- Будьте всегда начеку. Будьте в курсе событий в жизни Вашего ребёнка. С кем он дружит, чем занимается в свободное время и на прогулке.
- Всегда говорите, что успех – это, прежде всего, радость познания наук, это победа, это стремление стать умнее, мудрее. Говорите о важности учебы и дружбы в школе. Рассказывайте о правилах поведения и обязанностях школьника, помогите ему, чтобы учение было весёлым, интересным, радостным и необычным.
- Не забывайте, что ребёнку в этом возрасте нужно играть. Играйте в развивающие, логические и ролевые игры. Поиграйте, например, в школу или детский сад, предложите ребенку самому быть в роли воспитателя или учителя.
Упражнения и игры для профилактики застенчивости, стеснения, неуверенности в себе.
- Рисование страха и превращение его в прах
Побеседуйте с ребенком, узнайте, чего он боится, дайте ему краски или фломастеры, пусть он нарисует то, что его пугает. Не оставляйте ребенка одного в процессе рисования, помогите ему. Обыграйте процесс исчезновения страха. Дайте ребенку ножницы, чтобы он разрезал на кусочки свои страхи, которые он нарисовал. Предложите ребенку сложить из мелких бумажек прежний большой рисунок – окажется, что это невозможно сделать. Сложите кусочки рисунка в конверт, запечатайте его и выбросите в мусор. Можно сжечь конвертик на глазах у ребенка в тарелке или на улице. Если ребенок еще ощущает, что страх присутствует, повторите упражнение столько раз, пока ребенок скажет Вам, что страха больше нет!
- Рисование страха и волшебное превращение.
Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вместе подумайте, как его изменить. Как сделать весёлым, добрым, заботливым, ласковым? Дайте яркие краски, может быть пластилин. Нарисуйте радугу, разноцветный дождь, яркое солнышко!
- Рисование страха и полёт страха.
Предложите Вашему ребенку нарисовать свой страх. Скрутите рисунок трубочкой и положите в воздушный шарик. Надуйте его и отпустите на улице в небе. Страх улетел! Его больше не существует!
- “Я сегодня”, “Я вчера”, “Я завтра”.
Научите ребенка сравнивать себя “сегодняшнего” с собой “вчерашним” и видеть себя ” завтрашнего”. Вы можете сказать своему ребенку: “Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой”. Или: “Сегодня ты опять не справился с заданием. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то сможешь сделать задание лучше”. Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.
- Игра “ИМЯ”.
Расскажите ребенку о значении имен. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка, его друзей, педагогов и т.д. Затем предложите ребенку нарисовать (или нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: “О чем говорит мое имя”. Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка. Попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у ребенка чувство гордости за свое имя.
- “Как можно поступить?”
Учите ребенка обдумывать возможные варианты своих поступков и замыслов. Если Вы вместе с ребенком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребенку, да и вам тоже, особое отношение к своим перспективам. В таком случае даже, возможное при неудачи, чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.
- “Волшебная палочка”
Ребенок берет в руки любой предмет – “волшебную палочку” и превращает играющего с ним взрослого или других детей в те или иные “образы”. Затем партнер по игре “превращает” самого ребенка. “Превращения ” могут быть разные (их подсказывает взрослый) – в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых героев и т.д. Необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, волк), можно пойти навстречу ребенку. Так как возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребенок выбирает такого героя часто потому, что он “сильный”, “может постоять за себя” и т.д., желая иметь именно эти качества для себя, а остальных просто не замечая.
Правила, которые помогут Вашему ребенку адаптироваться в детском коллективе (в детском саду или школе).
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого и не выпрашивай ничего у одноклассников. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Не расстраивайся и не плачь из-за отметок. Никогда не спорь по поводу отметок с учителем и не обижайся на него. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Говори чаще: «Давай дружить», «Давай играть», «Давай вместе пойдем домой».
- Всегда помни: ты не лучше всех, но и не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Напечатайте и вывесите эти правила где-нибудь на видном месте в квартире или в комнате ребёнка. Обязательно обращайте внимания на них, хотя бы один раз в неделю. Договоритесь с ребёнком о времени, когда вы будете обсуждать, какие правила выполнил ребёнок, а какие – ему не удалось выполнить. Выявите причину невыполнения. Правила можно дополнить своими, важными именно для Вас пунктами.
Что не нужно делать.
- Не надейтесь, что ребёнок всему научится в школе сам, самостоятельно справится с адаптационным периодом.
- Не отмахивайтесь от его страха.
- Не говорите, что он ведет себя глупо.
- Не обвиняйте ребенка в трусости и не стыдите его.
- Не стоит сравнивать ребёнка со сверстниками, высказывая негативные суждения по отношению к своему ребёнку.
- Никогда не ищите виноватых.
- Не нужно ругать ребёнка за страх.
- Не твердите ему, что ничего тут страшного нет, бояться нечего (для ребенка его страх вовсе не кажется пустяком).
- Не пугайте ребенка школой, занятиями и учителями.