Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:
– побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года,
– вспомнить названия зимних месяцев;
– вспомнить вместе с ребенком признаки зимы (снег, иней, лед, сугробы, метель, морозные узоры, мороз);
– во время прогулки рассмотреть зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объяснить ребенку, почему хвойные деревья называют вечнозелеными;
– назвать зимнюю одежду;
– рассказать, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую и т. д.);
– вспомнить названия зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь); как ведут себя птицы зимой; как люди помогают птицам зимовать;
– рассказать как люди заботятся о домашних животных, птицах (помогают перезимовать);
– рассмотреть с ребенком снег и лед, сравнить их.
Словарь ребенка должен включать слова: зима, время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; месяц, мороз, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, узоры, бахрома, снеговик, коньки, птицы (зимующие), кормушка, одежда ( зимняя), снегопад, реки, озёра.
Действия: замерзать; метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит.
Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, скользкий, весёлые, мягкий, пушистый, ледяной, снежный, и т.д.
Дидактические игры и упражнения, в которые можно поиграть дома
с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:
«Скажи какой, какая, какое, какие?»: (согласование прилагательных с существительными).
Снег (какой?) – белый, пушистый, холодный, мягкий, легкий, липкий, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий, хрустящий… Сосулька (какая?) – длинная, ледяная, прозрачная… Зима (какая?) – снежная, морозная, холодная, злая, суровая, длинная, вьюжная… Снежинка (какая?) – легкая, белая, красивая, нежная… Лед (какой?) – гладкий, блестящий, твердый, прозрачный, скользкий… Снежинки (какие?)— белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные… Солнце (какое?)… Мороз (какой?)…
«Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): елка – елочка, ветка – веточка, снег – снежок, сосна – сосенка, иголка – иголочка, зима – зимушка, шишка – шишечка, мороз — морозец, снеговик —…, метель — метелица, холод — холодок, ветер – ветерок, лед -ледок, сосулька- ….., снежинка- ……., сугроб- ……., горка- ….., ком- …., санки — саночки, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
«Подбери родственные слова» (образование родственных слов). Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик, заснеженный, снегопад, подснежник, снегирь… Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зимующие… Мороз – морозный, морозить, замораживать, морозец, морозилка, мороженое, …. Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед, ледок, льдинка, ледоход, ледяной…
«Один – много» (образование множественного числа существительных): снег — много снега, лед — льдов, много льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа – стуж, холод.- холодов, забава — забав, мороз — морозов, метель — метелей, зима зим, месяц — месяцев, снегопад – снегопадов, снежок — снежка.
«Посчитай»: (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): одна зима, две…, три…, четыре…, пять… Один месяц, два …, три …, четыре …, пять… (снежинка, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)
Прочитайте ребенку рассказ о зиме, а затем попросите его повторить вместе с вами.
После осени наступила зима. Кругом лежит снег. Реки и озёра покрыты льдом. На улице мороз. Люди надевают тёплые куртки, шапки, варежки, обувают зимние сапоги.
Составление рассказа о зиме по плану:
Какая погода сейчас (небо, солнце, осадки)?
Как одеваются люди зимой?
Как живут растения зимой?
Как зимуют животные в лесу?
Рекомендуемые казки для чтения: «Зимовье», «Два Мороза», «Морозко», «Снегурочка», «По щучьему веленью», «Госпажа метелица», «Лиса и заяц».
Желаем вам успеха!