1. В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).
Например: «Поставь обувь на место. Давай расставим посуду на столе – какую посуду поставим для завтрака? Какой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? Отгадай, из каких фруктов приготовлен компот? Отгадай, какие овощи я купила в магазине. Давай положим одежду на место. Помоги папе достать инструменты».
Исследования доказывают, что лучше всего и без труда усваивают обобщающие слова дети, которые часто их слышат от близких взрослых в повседневной жизни.
2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал – воспроизводил мысли взрослых.
Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.
Для этого купите в магазине вместе с ребенком несколько настоящих овощей для супа и салата, по дороге домой обсудим с малышом, чем эти овощи отличаются друг от друга (по размеру, по цвету, по вкусу, по форме, по характеру поверхности – гладкий или нет). Потом вместе с ребенком выложите все овощи, рассмотрите их и найдите, чем они похожи друг на друга. И вместе с ребенком определите – что такое овощи.
Сделайте вместе с малышом вывод – какие растения называются овощами.
Затем понадобится лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», « Какие овощи принес папа из магазина?», «Я загадала овощ, отгадай, какой?». И еще – поиграть в магазин, где ребенку надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки. Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (мебель, посуда, одежда и т.д.) и уточнить их.
3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.
Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки. Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.
Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.
4. Помните! Развивается то, что тренируется.
Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта. По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.
5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда… Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.
6. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.
Когда Вы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что Вы делаете, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Ванечку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Вани ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т.д. Не важно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит.
Комментированием Вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Это воздастся сторицей, когда он начнет разговаривать.
7. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.
Вместо того чтобы сказать «надевай штаны» назовите предмет точно – «надень брюки (или – джинсы, шорты, рейтузы, колготки). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и рейтузы? Чем похожи и чем отличаются берет и кепка (панамка)? Чем похожи и чем отличаются чашка, стакан и бокал? Стул, табуретка и кресло? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.
8. Сочиняйте сказки.
Этим можно заниматься даже с трехлетками и прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Они любили… Один раз …. Вдруг… Бабочка спросила…Тогда…И зверята решили…» и т.д. Такие сказки очень хорошо придумывать даже с малышами везде – в дороге, в очереди, в ситуации, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет.
Вы заметите через несколько месяцев такого сочинения, что малыш стал сам в своей речи употреблять слова – связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.
9. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.
Ребенку очень важно пощупать, потрогать, увидеть результат его речевого творчества. Согните несколько альбомных листов пополам и сшейте их. Подпишите красиво обложку. На каждой страничке сверху Вы приклеиваете картинку, а под ней пишите загадку, сказку или рассказ, придуманный малышом. Можно сделать книжку и более интересно оформленной – с использованием фотографий малыша, картинок из журналов и каталогов, его рисунками. Здесь простор для творчества!
10. Играйте с ребенком в рифмы.
Например: «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал), «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала) и т.д.
Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.
11. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка.
Это уже доказано в исследованиях неврологов. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался, чтобы малыш научился уже в 8 месяцев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год – сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовался ложкой (взрослый докармливает). В более старшем возрасте полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, школа мяча, спортивные игры.
12. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.
Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается.
13. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).
Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Младенцы перестают активно лепетать и прислушиваться к своим звукам, а дети постарше перестают вслушиваться в речь.
14. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.
Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы), и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.