В нашей жизни количество информации, известной человечеству, с каждым днем увеличивается. Поэтому нечего удивляться, что и в курсах школьных предметов ее становится все больше, а соответственно проходить материал нужно быстрее, чтобы все успеть. Современное начальное образование таково, что ребенок, поступающий в 1 класс, уже должен владеть базовыми знаниями и навыками учебной деятельности, умениями, которые раньше прививались в самой школе, иметь высокий уровень умственного, эмоционального, социального и физиологического развития. В свете этого возросли и требования к дошкольной подготовке детей, сообщает портал schoolguide.ru.
Если вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились, не уставали, были активны и жизнерадостны, уделите подготовке к школе должное внимание. Эта статья адресована всем неравнодушным родителям, но, в первую очередь, тем, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения. Чтобы помочь им освоить необходимые для обучения в школе навыки, организуйте ежедневные разноплановые занятия. Важна не продолжительность, а регулярность.
Какие навыки ребенка нужно развивать?
В подготовку ребенка к школе входит целый комплекс мероприятий, целью которых является развитие определенных навыков. Навыки – это то, что мы делаем автоматически, не задумываясь, и чем пользуемся всю жизнь в любой деятельности. Чем быстрее и лучше ребенок начнет ими овладевать, тем легче ему будет в школе. Условно можно разделить навыки на бытовые, социальные и общеучебные.
Бытовые навыки. Придя в школу, ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, собирать вещи, пользоваться ножницами, держать ручку и т.д. Развивать бытовые навыки нужно в первую очередь в семье, подключая детей с раннего возраста к домашним делам: убирать постель, игрушки, вещи; что-то вымыть, вытереть пыль; помочь накрыть на стол. Овладение такими несложными операциями положительно скажется на уверенности ребенка в себе, его самостоятельности и, в конечном итоге, на комфортном ощущении себя в любом месте. Полностью освоить бытовые навыки в детском саду невозможно, так как там программы несут скорее познавательную и развивающую функцию.
Социальные навыки – это навыки общежития в коллективе: устанавливать и поддерживать контакт, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, контролировать свое эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние других, договариваться в конфликтной ситуации, координировать свои действия с действиями других, принимать и оказывать помощь.
Особенное внимание развитию социальных навыков следует уделить родителям, чьи дети не ходят в дошкольные учреждения. Постарайтесь донести до своих детей, что нельзя брать чужие вещи, обижать других, ябедничать, познакомьте их с правила поведения в коллективе. Наблюдайте, как ребенок ведет себя на детских площадках, в игровых центрах и вообще в любых общественных местах.
Умение ребенка позитивно общаться позволит ему быстро освоиться в школе и в дальнейшем комфортно чувствовать себя и жить в обществе.
Общеучебные навыки. Низкий уровень развития общеучебных навыков у дошкольников обычно является причиной низкой успеваемости их в школе. Дети отстают от своих одноклассников по той причине, что все их силы направлены не на усваивание учебного материала, а на техническое совершенствование навыков, которые они не выработали раньше.
1. Развитие коммуникативных навыков: слушать, читать, писать, вести дискуссию, задавать вопросы.
Самое главное при подготовке ребенка к школе – научить его воспринимать информацию, причем как устную, так и письменную (для начала в виде картинок, знаков, схем, символов).
Больше разговаривайте с детьми. Когда куда-нибудь идете, обсуждайте все, что видите: окружающую местность, погоду, животных, птиц, растения и т.д. Рассказывайте обо всем, что интересует ребенка. Это поможет ему и научиться слушать, и формулировать вопросы, и расширить словарный запас.
Читайте книги, после чего обсуждайте героев и ситуации, обязательно просите ребенка пересказать прочитанный отрывок или сказку.
Учите с детьми пословицы и разбирайте их смысл. Они не только помогут заложить основу моральных принципов ребенка, но и пригодятся при выполнении заданий по русскому языку на протяжении всего школьного курса вплоть до ЕГЭ в 11 классе, где пословица может стать хорошим аргументом в сочинении.
Обучение письму – одна из основ успешной учебы ребенка в школе. Первоклассники прилагают немало стараний в процессе обучения правильному и красивому написанию букв и слов. Облегчить эту задачу можно, развивая мелкую моторику руки с помощью полезной творческой деятельности – собирать пазлы, лепить из пластилина, вырезать из бумаги, делать бусы, строить из конструктора. Хорошим способом подготовки детей к письму в школе являются графические упражнения: рисование по клеточкам, точкам, пунктиру.
2. Развитие организационных навыков: определять учебную задачу, планировать деятельность, следовать плану действий по решению задачи, проверять результаты, сопоставлять их с задачей. От степени сформированности данных навыков зависит активность детей в учебном процессе.
Начать можно с выработки распорядка дня. После утренних процедур и завтрака проводите с ребенком непродолжительные занятия, чтобы приучать к графику школьника. У него должно быть свое рабочее место со всеми необходимыми принадлежностями, которое ребенок сам будет приводить в порядок.
3. Развитие интеллектуальных навыков подразумевает овладение приемами умственной деятельности. Это – умение сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать, делать вывод и находить связи между предметами, явлениями и действиями.
Подберите ребенку соответствующие развивающие пособия, играйте в игры «Города», «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает», учите его сравнивать вещи, преувеличивать и приуменьшать, отгадывайте загадки. Вы весело и с пользой проведете время.
4. Формирование простейших математических навыков: обучение счету, развитие пространственного мышления.
Научите ребенка в игровой форме ориентироваться в пространстве (лево – право, назад – вперед, вверх – вниз). Выучите счет хотя бы до десяти и геометрические фигуры.
Все эти вышеперечисленные простые действия (счет, чтение, сравнение…) входят в состав более сложных, таких как решение задач по математике, составление сравнительного анализа характера героев по литературе, конспектирование учебного материала по истории и т.д. Поэтому результативность и успешность решения сложных задач во многом будет зависеть от быстроты, безошибочности и степени автоматизма общеучебных навыков.
Личностное развитие ребенка
Освоение общеучебных навыков неразрывно связано с эмоциональным и интеллектуальным уровнем развития ребенка. Многие родители полагают, что наблюдательность, воображение, мышление, память сами выработаются в процессе овладения знаниями. Однако ситуация, скорее, обратная. Без умения мыслить любое учебное занятие превратится в простое копирование, и полученные сведения, в лучшем случае, осядут в памяти на какое-то время. Чем лучше будет развит ребенок психологически, тем быстрее и лучше он освоит учебные навыки. Начинать нужно уже с трех лет.
Существует бесчисленное множество развивающих книг и пособий, где содержатся интересные, познавательные, игровые задания. Выбирайте их, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Сами играйте с детьми в игры, развивающие память и внимание. Для развития памяти нет ничего лучше, чем учить стихи наизусть. Также во время прогулки рассматривайте с ребенком машины во дворе, детей на площадке, птиц и т.п., а придя домой, спрашивайте, сколько их было и какие. Это тоже развивает память и внимание.
Задания на смекалку, головоломки вызовут у ребенка живой интерес. Выполняя их, дети будут учиться обдумывать свои действия, искать ответ, находить разные пути решения. Такие задания способствуют формированию наблюдательности, находчивости, сообразительности.
Игры в лабиринт развивают пространственное мышление. В них дети учатся планировать, принимать решения. Игры в лабиринт повысят усидчивость, сосредоточенность, способность концентрироваться.
Воображение и фантазия развиваются при художественной деятельности и сюжетно-ролевых играх. Следует знать, что у одних детей преобладает «познавательное» воображение, а у других – «эмоциональное». Поэтому дети из первой группы будут стремиться изобразить предмет или сюжет или описать ситуацию более детально, а из второй группы – изобразить схематично или описать не саму ситуацию, а взаимоотношения героев, свое отношение к ним, характер персонажей. При выполнении заданий с детьми из первой группы следует акцентироваться на их отношении к поделке или рисунку, а с детьми из второй группы уделять больше внимания способу и последовательности воплощения замысла.
К концу дошкольного периода в основных чертах складывается личность ребенка, начинает развиваться самооценка, формируются внутренний мир чувств и переживаний, мотивация, начала нравственного сознания. При подготовке к школе важно донести до ребенка нормы и правила поведения и самим им следовать, ведь дети перенимают моральные представления от взрослых, которые их воспитывают.
Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс?
Формально Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» гласит, что от ребенка дошкольного возраста нельзя требовать «конкретных образовательных достижений». Это значит, что ребенок до начала учебы в школе может не знать, что такое буквы, цифры и как держать ручку. Но реальность такова, что многие школы формируют классы по степени готовности детей, а первоклассники делают фонетический разбор слов и пишут диктанты.
Избавьте своих детей от неудобных ситуаций в школе и займитесь структурированием знаний об окружающем мире, природе, деятельности человека. Идя в первый класс, ребенку положено знать:
– фамилию, имя, отчество свои и
родителей, кем они работают;
– домашний адрес и номер телефона;
– дни недели, времена года, названия месяцев;
– диких и домашних животных, птиц, где они живут и чем питаются;
– несколько названий деревьев, цветов, фруктов, овощей, ягод;
– около 10–15 цветов;
– понятия «часть» и «целое»;
– основные геометрические фигуры;
– буквы и звуки, цифры;
– несколько распространенных профессий, орудий труда, видов спорта;
– части тела человека;
– ответ на вопрос «зачем ты идешь в школу?».
Что должен уметь ребенок при поступлении в 1 класс?
Как отмечалось в начале статьи, программа начальной школы очень насыщенна. Чтобы успеть сделать на занятиях все, что положено, да еще и осознать то, что делалось и говорилось, ребенку просто необходимо обладать входными умениями, которые помогут быстрее войти в учебный процесс. Иначе ему будет тяжело на уроках. Школьник будет тратить все силы и время на то, чтобы составить буквы в слова при чтении задания, потом на то, чтобы понять задание, а не на выполнение самого задания, на обдумывание, куда и как писать, а не на запись решения и т. п. Поэтому будет хорошо, если, придя в 1 класс, ваш ребенок будет уметь:
– читать предложения из 4-5 слов,
понимать прочитанное, пересказывать;
– составлять рассказ по картинкам;
– находить отличия между картинками;
– находить сходство и различие между предметами, группировать предметы по
сходным признакам (цвету, назначению, форме и т.д.) и выделять отличающийся;
– отгадывать загадки и решать простые логические задачки, ребусы;
– рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
– пользоваться ножницами, самостоятельно делать простые аппликации;
– правильно держать ручку и карандаш, рисовать простые картинки, заштриховывать
и разукрашивать рисунки, не выходя за контур;
– уметь считать от 1 до 10 и обратно;
– ориентироваться в пространстве (сознавать разницу между понятиями «выше» —
«ниже», «справа» — «слева», «за» — «перед») и на листе бумаги;
– рисовать красками так, чтобы они не перемешивались на листе;
– действовать по заданному образцу.
Физическая подготовка ребенка к школе
Уделяя внимание умственному развитию ребенка, не забывайте и о физическом. Перед поступлением в школу ребенок должен обладать определенными двигательными навыками: ходить по линии, прыгать на одной ноге, делать зарядку (т.е. быстро и скоординировано изменять положения тела), бросать и ловить мяч.
Психологическая подготовка ребенка к школе
Скорость и качество формирования различных навыков зависят от положительного эмоционального настроя во время занятий, мотивации и сознательного отношения ребенка к процессу обучения. Объясняйте детям цель занятий, значение упражнений, технику их выполнения, побуждайте к самоанализу и оценке своих действий.
Не убеждайте голословно ребенка в том, что в школе ему понравится и будет интересно. Понятие «интересно» индивидуально. Лучше познакомьте ребенка с его будущей школой и учительницей, расскажите о своих школьных годах. Разъясните, зачем нужны школы, почему важно учиться, настройте ребенка на деловой лад и выработайте ответственный подход к учебе. Идеальный результат ваших бесед – возникновение у ребенка желания учиться. Отсутствие учебных мотивов и интереса к школе затруднит обучение первоклассника и плохо скажется на его успеваемости. Нужно добиться позитивного отношения и к школе, и к самому себе и к миру в целом.
Многие родители отдают детей в детский сад и школу, полагая, что там их научат абсолютно всему. Конечно, педагоги дадут знания по определенным предметам. Но забота о всестороннем, гармоничном развитии и хорошей успеваемости детей лежит все-таки не на них, а на родителях. Не забывайте об этом. Получение качественного образования – тяжелый труд, как для детей, так и для тех, кто за них отвечает. И подготовка к школе – только первый этап этого совместного, многолетнего пути. Подойти к ней нужно серьезно и ответственно каждому родителю.