Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная.
Как происходит смена форм мышления?
Наглядно-действенная
Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только
- процессе решения практической задачи, например, бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия. Дети начинают проводить простейшие опыты, делают свои первые выводы и обобщают свои представления. Так
- опытах с водой ребенок понимает, что утонет не только эта крышка, машинка, мишка, и т. д., а любой тяжелый предмет. Осознаются и словесно обозначаются и способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения в слух не оторванная от практического действия.
Наглядно-образная
Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности.
Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая
возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии,
пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения
ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на
случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при
этом оригинальны. Это связано со следующими причинами:
- недостаток опыта, а, значит, нечеткость и ограниченность знаний;
- несформированность способов умственной деятельности;
- недостаточная критичность мышления.
Особенность детских рассуждений не только недостаток, но и достоинство мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.
Понятийная
- 6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных
родо-видовых признаков позволяет освоить классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира. И хотя познание по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению.
- концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.
Как развивать самостоятельность и пытливость ума?
Внимание! Детский вопрос
- Возникновение вопросов – показатель простейшей теоретической деятельности. Равнодушное отношение взрослого к детским вопросам снижает познавательную активность ребенка.
- Отвечая на вопрос, не спешите дать готового ответа, предоставьте возможность самостоятельно найти решение.
- Ваши ответы должны быть достоверными, исчерпывающими и немногословными, тогда они будут поощрять, а не подавлять детскую любознательность.
Развитие связной речи
• Учите ребенка описывать и сравнивать предметы и явления, выделяя существенные признаки.
- Помогайте обобщить свои высказывания и сделать вывод.
- Предлагайте ребенку рассуждать, опираясь на известные ему факты и события.
Системность знаний
- Информация для познания должна быть доступна ребенку по возрасту.
- Простые знания должны предшествовать более сложным и должны быть связаны с полученными ранее.
- Оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок хотел вернуться
- этому еще раз.
“Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…. – под лавиной могут быть погребены
пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги”.
В.А. Сухомлинский