У большинства детей в возрасте трёх лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слогов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.
Прежде, чем вы выясните, каким количеством слов и фраз владеет ваш малыш, попробуйте понять, с какой целью он применяет речевой навык.
Обычно мы используем слова для передачи другим людям какой-либо информации или для того, чтобы о чём-то спросить, от чего-то отказаться, предпринять какие-то практические действия, в том числе социальные.
Если ваш ребёнок пока не может применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то, поверьте, никакой, даже достаточно большой словарный запас не принесёт ему ощутимой пользы. И наоборот, если родители убедят своего малыша в том, что он получит удовольствие от общения с окружающими, сумеют научить ребёнка употреблять уже знакомые слова в разных жизненных ситуациях, то он, несомненно, станет более смело пользоваться своим словарным запасом и постепенно начнёт правильно произносить звуки речи.
Возраст от рождения до трёх лет является наиболее важным периодом в жизни ребёнка. В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребёнка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результат развития малыша.
Словарный запас трёхлетнего ребёнка в 3-4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте. Теперь ваш малыш, вероятно, знает название многих окружающих его предметов. Он знаком с различными видами посуды, одежды, обуви, животных и др.
Продолжайте знакомить малыша с частями тела. Существует множество весёлых способов этой темы. Можно придумать забавные песенки о руках, о ногах и т.д. Пусть ребёнок показывает части тела на себе, на вас и на кукле. Когда вы вместе найдёте у куклы глаза, рот и нос, произнесите слово глаза так, чтобы звук «з» слышался дольше других звуков. То же самое проделайте со словом рот, нос. Таким образом, вы незаметно и без принуждения будете учить малыша различать звуки речи на слух.
Учите ребёнка узнавать на рисунках животных и предметы. Попробуйте использовать для этого не только свои рисунки или детские книжки, но и вырезанные из журналов картинки, на которых изображены животные и различные предметы. Вместе с малышом наклеивайте картинки в тетрадь или альбом, постепенно включая другие картинки, менее знакомые вашему ребёнку. Так вы поможете ему лучше запомнить название предметов и тем самым увеличить словарный запас.
Используйте детские стишки, потешки и песенки, начало которых можно произносить или петь громче, чем конец. Можно спросить у ребёнка, как вы будете петь или наигрывать музыку – тихо или громко. Затем поинтересуйтесь у малыша, как вы играли или пели – громко или тихо. Так вы попробуете привлечь его слуховое внимание, придадите уверенность в самом себе – ведь у такого малыша спросили его мнение.
Вы наверняка заметите, как улучшается усвоение ребёнком понятий «число» и «пространство». Ваш малыш уже, наверняка, использовал в самостоятельной речи слово «ещё» для того, чтобы получить лишнюю конфету или дополнительный стакан сока, продолжить ту или иную игру с вами. Так же осознаётся понятие «один». Теперь ребёнок задумается, когда его попросят взять только одну конфету или показать одну игрушку.
В повседневной жизни бывают моменты, когда малыш может посидеть спокойно в течение какого-то непродолжительного отрезка времени. Начните чтение сказки или стихов, в которых есть повторение звуков и рифма. Пусть малыш листает и рассматривает страницы. Закончив чтение сказки, задайте ребёнку вопрос о героях и событиях. Пусть малыш говорит то, что он думает, не зависимо от того, ошибается он или нет.
Читайте выразительно, используя модуляции голоса и интонации: так вы сможете передать ребёнку свои чувства и тон сказки. Обязательно пользуйтесь при этом жесты, чтобы поддержать интерес ребёнка к прочитанному.
Играя с малышом, используйте несколько звучащих игрушек: дудочку, бубен, колокольчик, погремушку и т.д. Предложите ему послушать и запомнить звучание игрушек. Затем пусть ваш малыш только на слух попробует определить, что звучит.
Во время слушания попросите ребёнка отвернуться в сторону так, чтобы он не видел звучащую игрушку. Название каждого звучащего предмета чётко проговорите. Затем можно разнообразить игру. Покажите ребёнку хорошо знакомые в повседневной жизни предметы: ножницы, карандаш, чашку с водой, пустую чашку. Объясните, что нужно сначала только послушать то, что вы будете сейчас делать, а потом рассказать о ваших действиях. Пусть малыш вновь, как и в игре со звучащими игрушками, повернётся спиной к предметам. Переливайте воду из одной чашки в другую, режьте бумагу ножницами, рвите её, мните, постучите ножницами о чашку, проведите несколько раз карандашом по бумаге, постучите ложкой о чашку с водой и без неё. После окончания каждого вашего действия помогите малышу рассказать о том, что он услышал только что. Если же ребёнку такая игра даётся с трудом, тогда пусть он сначала увидит своими глазами все ваши действия с предметами.
Понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжеты действия: он кормит куклу, водит её на прогулку, укладывает спать. Следующий этап игры – использование «ролей»: «Я – мама», «Я – доктор». А вы, мама и папа, подберите для игры этих ролей всё необходимое: можно сшить малышу «врачебный» халат, купить чемоданчик с принадлежностями юного Айболита.
Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать её малышу.